У многих студентов при анализе отчетов о результатах тестирования время от времени возникает вопрос по поводу проходного балла теста. Из отчета может возникнуть ощущение, что проходной балл в некоторых случаях может "плавать" в различных попытках при прохождении одного и того же теста.
Рассмотрим отчеты о результатах тестирования на примере одного из тестов из системы дистанционного обучения (СДО) "Космос". Так как система формирует множество как электронных, так и бумажных отчетов по каждой попытке, то ниже будем приводить сразу по два отчета: первый отчет отображается сразу же после окончания очередной попытки, а второй - перед его запуском из раздела с тестами соответствующего вида (смотрите тему "В чем отличие между видами тестов в СДО для студента")
На рисунках 1 и 2 представлены отчеты о результатах первой попытки тестирования (для просмотра картинки отчета используйте движки по краям, для разворачивания рисунка сделайте по нему двойной щелчок, для сворачивания - повторный двойной щелчок).
На рисунке 1 салатовым прямоугольником выделено название теста, а красным - сведения о проходном балле, на рисунке 2 - красным прямоугольником выделена целиком строка о результате последнего тестирования.
Аналогичные отчеты о результатах второй попытки тестирования представлены на рисунках 3 и 4.
Давайте проанализируем отчеты.
Как видно, отчеты все относятся к одному и тому же тесту, который называется:
Основы геодезии: [бак.-сокр.] (2 курс: ЗТЕ) (05.09.2012)
Теперь обратим внимание на проходной балл в каждой попытке.
В первой попытке указано: 9,8813 | 65%
Во второй попытке указано: 10,27 | 65%
Что означают данные записи?
По сути запись приведенная запись о проходном балле содержит два числа, разделенных символом "|".
Первое число указывает проходной балл в абсолютных единицах, получаемых в результате непосредственного суммирования баллов за правильные ответы по всем предъявляемым вопросам.
Второе число указывает проходной балл в относительных единицах, при этом он указывает долю правильных ответов по отношению к общему количеству правильных ответов.
Тогда получается, что проходной балл в абсолютных единицах изменяется при неизменном проходном балле в относительных.
Выясним, как такое возможно.
Для СДО "Космос" первичным является относительный проходной балл, который, как мы видим, является действительно постоянным во всех попытках.
Теперь разберемся с абсолютным проходным баллом.
Абсолютный проходной балл вычисляется на основе относительного. Для этого системой просто суммируются баллы за все правильные и неправильные ответы в предъявляемом в попытке тесте с целью выяснения абсолютного диапазона баллов. Затем полученный диапазон значений разделяется на две части в соответствии с долей баллов, которые достаточно набрать, в соответствии с указанным в процентах проходным баллом. Так получают абсолютное значение проходного балла в каждой попытке.
Очевидно, значение абсолютного проходного балла зависит от тех абсолютных баллов за правильные и неправильные ответы, которые можно набрать за каждый из вопросов. В этом и кроется причина.
За правильные и неправильные ответы на разные вопросы часто задано разное количество абсолютных баллов. Таким образом разработчик теста указывает важность того или иного вопроса в общем результате. Кроме того, система начисления баллов разная для разнотипных вопросов. Например, если вопрос относится к типу "Один из многих", а, следовательно, подразумевает только один правильный ответ, за него, как правило, при правильном ответе может начислиться балл, а при неправильном - не начислиться. Если же вопрос относится к типу "Множественный выбор", то есть подразумевает несколько пунктов правильных ответов, то при выборе всех правильных пунктов начисляется максимальный положительный балл, при выборе всех неправильных - максимальный отрицательный, при частичном выборе правильных и неправильных - начисляется промежуточный балл.
Таким образом, получаем, что для одного вопроса за неправильный ответ отрицательные баллы не начислятся, тогда как для другого могут и начислиться, кроме того, за правильные ответы может оказаться начисленным разное количество баллов.
Следует помнить, что в базе данных СДО "Космос" для каждого теста имеется намного больше вопросов, чем предъявляется в каждой попытке. В попытке предъявляется лишь случайная выборка из общей базы вопросов. Таким образом, в зависимости от того, какие вопросы попали в выборку в конкретной попытке зависит диапазон абсолютных значений за правильные и неправильные ответы. Следовательно, разделив диапазон возможных абсолютных баллов за тест на те же доли в разных попытках, в соответствии с заданным в процентах проходным баллом, мы получим разное абсолютное значение проходного балла.
Так объясняется проблема "плавающего" проходного балла.